payment_systems (payment_systems) wrote,
payment_systems
payment_systems

Category:

Разделение сеансов клиринга в ЛБКП на «городской» и «провинциальный». Прямые и косвенные участники.

Разделение сеансов клиринга в Лондонской Банковской клиринговой палате на «городской» и «провинциальный». Прямые и косвенные участники клиринга.
Деятельность Лондонской Банковской клиринговой палаты (ЛБКП) создавала для её банков-участников значительные конкурентные преимущества, обеспечивая существенное сокращение трудозатрат, высокую скорость и эффективность осуществления расчетов. В самом деле, осуществление внутрирегиональных расчетов по принципу «день-в-день» ещё в течение многих десятилетий оставалось недостижимой мечтой для деловых кругов многих мировых экономических центров!
В то же время воспользоваться преимуществами клиринговых расчетов могли лишь банки, которые территориально располагались достаточно близко как от здания Клиринговой палаты, так и от здания Банка Англии, с тем, чтобы документооборот по чекам, особенно в случае выявления ошибок в расчетах, мог совершиться достаточно оперативно, позволив завершить расчеты по клирингу «день-в-день».
Сложившаяся ситуация вызывала резонное недовольство со стороны территориально удалённых банков, прежде всего провинциальных, которые в середине 1850-х годов создали специальный комитет с целью изучения возможности создания в Лондоне собственной клиринговой палаты.
К счастью, в ответ на озабоченность провинциальных банкиров, ЛБКП предложила иной вариант развития событий, и в 1858 году состоялось внедрение ежедневных сеансов «провинциального клиринга» («Country Cheque Clearing»), возможность участия в котором была предоставлена всем провинциальным банкам Англии и Уэльса, в дополнение к сеансам «городского клиринга» («Town Clearing»), которые к тому времени проводились уже дважды в день – утренний сеанс (в 10:35, по субботам – в 9:00) и вечерний (в 14:35, по субботам – в 12:00).[1]
В модели провинциального клиринга, по сравнению с городским, предусматривались два принципиально важных отличия, с которыми согласились, однако, практически все провинциальные банки, за единичными исключениями.
1. Во-первых, требовалось, чтобы провинциальный банк договорился с одним из лондонских клиринговых банков и назначил его в качестве своего агента, и в дальнейшем печатал бы наименование банка-агента в нижней части всех своих чеков.
В нынешние времена, когда развитие телекоммуникаций и электронных технологий практически свели на «нет» фактор расстояния, такое условие могло бы показаться дискриминационным, но в середине XIX века, когда лишь начиналось строительство сети телеграфных линий и внедрение телеграфных платёжных технологий (см.гл.___), провинциальные банки, за одним или двумя исключениями, охотно согласились на такие условия. И не удивительно: они освобождались теперь от дорогостоящего и утомительного бизнеса по сбору и оплате проходящих через их руки чеков, выставленных на другие провинциальные банки. Ранее банкам приходилось отправлять отдельные письма в каждый город и каждое банковское отделение, на которые были выписаны эти чеки; теперь вводилась система, при которой все чеки, выставленные на другие провинциальные банки и полученные в течение операционного дня, отправлялись в Лондон одной посылкой. Аналогично одним письмом приходила теперь основная часть чеков, плательщиком по которым выступал сам провинциальный банк, и при этом оплата всех этих чеков осуществлялась одной транзакцией в Лондоне, освобождая банк-плательщик от отправки денежных средств отдельными платежами в разные банки по всему королевству.
Риски по пересылке чеков в Лондон и обратно возлагались на получателя платежа (чекодержателя). Агент не принимал не себя никакой ответственности за риски, связанные с пересылкой чеков. Единственная дополнительная ответственность, которую агент принимал на себя, это ответственность за возможные убытки, которые могли возникнуть в связи с задержкой платежа по причине неправильного указания агентом адреса при отправке прошедшего клиринг чека.
Несмотря на всё это, преимущества «провинциального клиринга» оказались настолько весомыми, что и эти условия не встретили возражений со стороны провинциальных банков.
2. Второе отличие провинциального клиринга от городского заключалось в том, что урегулирование позиций происходило лишь через два дня после клирингового сеанса, что принято именовать расчетами по принципу «Т+2».
Эти 2 дня требовались для того, чтобы банки-агенты могли сообщить обслуживаемым ими провинциальным банками рассчитанные в ходе клиринговой сессии чистые позиции и согласовать их. Происходило это следующим образом.
На следующее утро после проведения клирингового сеанса, выявления и устранения возможных ошибок в вычислениях банки-агенты отсылали прошедшие клиринг чеки, подлежащие оплате, обслуживаемым ими провинциальным банкам с сопроводительным письмом следующего содержания: «Пожалуйста, сообщите, можем ли мы дебетовать ваш счет на сумму ___ £ по прилагаемым чекам».
В описываемое время скорость и точность работы британского почтового ведомства позволяла уже в тот же день доставить эти письма во все провинциальные города Англии и Уэльса, где располагались банковские учреждения, оставив им несколько часов для решения вопроса о возможности оплаты представленных чеков. На следующее утро провинциальные банки направляли в Лондон своим банкам-агентам ответные депеши следующего содержания: «Мы кредитуем вас, своего агента, на сумму ___ £ по представленным вами чекам», с припиской, в случае отрицательного решения: «за исключением суммы в ___ £ по прилагаемым чекам, которые надлежит возвратить без оплаты господам   <таким-то>, <таким-то> и <таким-то>».[2]
В течение того же дня, после получения банками-агентами всех такого рода подтверждений от своих корреспондентов, в Банке Англии производился окончательный расчет по итогам провинциального клиринга. При этом чистые позиции провинциальных банков корректировались на сумму неоплаченных чеков, вычислялись чистые позиции обслуживающих их банков-агентов и полученные суммы проводились по корреспондентским счетам банков-агентов в Банке Англии так же, как и в случае городского клиринга.
Таким образом, оба процесса – и клиринг, и расчеты по итогам клиринга – в случае провинциального клиринга осуществлялись в два этапа. При клиринге сначала вычислялись чистые позиции каждого провинциального банка, затем – обслуживающих их банков-агентов; при расчетах, напротив, сначала осуществлялись проводки по счетам банков-агентов в Банке Англии, затем – проводки по корреспондентским счетам провинциальных банков в обслуживающих их банках-агентах.
В результате мы видим разделение всех участников клиринга на две существенно различные категории: тех участников, счета которых открыты непосредственно в расчетном центре – в нашем случае в Банке Англии – принято именовать прямыми участниками клиринга; остальных участников принято именовать косвенными участниками клиринга. Каждый косвенный участник обязан заключить агентский договор с одним (или несколькими) прямыми участниками и осуществлять расчеты по своим обязательствам через корреспондентский счет, открытый в банке-агенте (прямом участнике клиринга).




[1] Philip W. Matthews «The bankers' clearing house: what it is and what it does» / Sir Isaac Pitman & Sons, Ltd. Bath, England, 1921
[2] Philip W. Matthews «The bankers' clearing house: what it is and what it does» / Sir Isaac Pitman & Sons, Ltd. Bath, England, 1921
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments