payment_systems (payment_systems) wrote,
payment_systems
payment_systems

Categories:

Делимость как свойство товарных денег. Наименьший возможный номинал.

Делимость как свойство товарных денег. Наименьший возможный номинал.
Под делимостью понимается способность денег служить для измерения любой требуемой стоимости.
При этом может показаться, что лучше всего для достижения этой цели подходят товарные деньги непрерывные, такие как, например, золотой песок, позволяющие отмерить нужную стоимость с любой степенью точности. Однако на деле оказывается, что это не так: при использовании непрерывных денег возникает потребность в дополнительных устройствах, позволяющих отмерять это самое «нужное количество». Денежное обращение усложняется, транзакционные издержки растут, и подобно тому, как в истории аудио- и видео-техники цифровые (дискретные) технологии практически вытеснили аналоговые (непрерывные), так и в денежном обращении системы, основанные на «счетных» денежных единицах, вытеснили системы «непрерывные», не привязанные к какому-либо номиналу.
Наличие транзакционных издержек при совершении любых операций по обмену товаров обуславливает то обстоятельство, что начиная с определенной величины эти издержки начинают перевешивать любые возможные выгоды, возникающие у участников обмена в результате обмена товарами, и обмен становится попросту невыгодным и нежелательным. Данное обстоятельство, в свою очередь, обуславливает тот факт, что та точность, с которой измеряется стоимость товаров при обмене, имеет свой предел, который находит отражение в наименьшем возможном номинале монет, используемых при обмене.
Как показывает практика, эта величина, очевидно, достаточно объективна; если сравнивать наименьший возможный номинал монет т денежных знаков, используемых в разных странах в настоящее время (1 цент, 1 иена, 5 копеек, 1 евроцент и т.д.), то мы получим величину, достаточно близкую друг к другу, различающуюся на проценты, но не в разы.
Возможно, помимо объективной обусловленности наименьшего возможного номинала монет уровнем транзакционных издержек, важную роль имеют и психологические обстоятельства, хорошо известные маркетологам: когда потенциальный покупатель оценивает уровень цен на тот или иной товар, то его мозг при первом взгляде на ценник реагирует лишь на 2 обстоятельства: порядок цены (количество знаков в ценнике) и первые 2-3-4 значащих цифры. Наименьший возможный номинал монет всегда таков, что цены на самые необходимые товары (такие, как, к примеру, хлеб) выражаются не более чем 2 значащими цифрами.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments