payment_systems (payment_systems) wrote,
payment_systems
payment_systems

Category:

Компания «Америкэн Экспресс» и современные дорожные чеки.

Компания «Америкэн Экспресс» и современные дорожные чеки.
В Америке конца XIX века «циркулярные ноты» Томаса Кука оставались практически неизвестны, и аккредитивные письма оставались основным инструментом «перевозки» денег путешественниками. Однажды, где-то в период между 1888 и 1890 годами, президент компании «American Express» Джеймс Конгделл Фарго (James Congdell Fargo), младший брат Уильяма Фарго, уже знакомого нам по истории с созданием компании «Вэллз-Фарго» (см.гл.__), путешествовал по Европе и столкнулся с непредвиденными трудностями при попытке обналичивания аккредитивного письма в небольших европейских городах.
В ходе размышлений о том, как избежать повторения подобных конфузов в будущем, сотруднику компании «American Express» Марцеллу Флеммингу Берри (Marcellus Flemming Berry) пришла в голову идея создания нового платёжного инструмента (на деле фактически полностью идентичного «циркулярным нотам» Томаса Кука). Этот инструмент с подачи Берри и получил своё общепринятое теперь наименование – «дорожные чеки». Основываясь на идеях Берри, компания «American Express» разработала и внедрила крупномасштабную систему международных дорожных чеков, заменивших собой традиционные аккредитивные письма.[1]
«American Express» и по сей день остаётся крупнейшим эмитентом дорожных чеков.

История компании «American Express»

Компания «American Express» была создана в 1850 году в результате слияния трёх компаний, владельцами которых были уже знакомые нам Генри Уэллз (Wells & Company), Уильям Фарго (Livingston, Fargo & Company), и Джон Уоррен Баттерфилд (Butterfield, Wasson & Company). Компания создавалась в качестве провайдера услуг по экспресс-доставке почтовой корреспонденции и первоначально базировалась в городе Буффало в штате Нью-Йорк.[2] Хотя основатели компании вскоре переориентировались на иные сферы бизнеса, обратив своё внимание на возможности, открывшиеся в Калифорнии в ходе «золотой лихорадки» (см.гл.___), бизнес компании «American Express» в штате Нью-Йорк продолжал развиваться настолько успешно, что к 1903 году эта компания, с активами, оцениваемыми в 28 млн. долларов, стала второй по величине в штате, уступая лишь банку «National City Bank of New York».
Компания постоянно расширяла сферу своей деятельности, как в территориальном аспекте, в основном путём приобретения компаний аналогичной направленности (экспресс-почта) в иных штатах, а также приобретения железнодорожных и пароходных компаний, так и путём расширения сферы своих интересов. Так, в 1882 году «American Express» впервые внедрилась в сферу финансовых услуг, начав эмиссию денежных ордеров (см.гл.___) – тем самым вступив в прямую конкуренцию с United States Post Office – государственной почтовой службой США.[3]
С 1891 года компания «American Express» начала внедрение инновационного по тем временам платёжного инструмента – дорожных чеков. Эта авантюра, оказавшаяся необычайно успешной, прославила компанию и обеспечила ей успех уже не в национальном, но во всемирном масштабе. Успех нового начинания даже побудил компанию «American Express» создать в 1915 году специальное туристическое подразделение. Его расцвет пришёлся на 1930-е годы, когда туристический бизнес компании распространился на самые разные уголки земного шара, даже на Советский Союз. В настоящее время туристическое подразделение «American Express» специализируется на обслуживании бизнес-клиентов и организации деловых поездок.
Авторитет компании «American Express» и её позиции на международной арене ещё более укрепились в ходе Первой Мировой войны: в 1914 году «American Express» оказалась одной из немногих компаний в Европе, которые продолжали осуществлять операции с  аккредитивными письмами различных банков, в то время как другие финансовые учреждения отказывались помогать застрявшим в Европе путешественникам, пытавшимся обналичить имевшиеся в их распоряжении аккредитивные письма.
Следует отметить, что компания «American Express» всегда отличалась умением извлекать выгоду из трудностей: так, с апреля 1986 года штаб-квартира компании располагалась в Нью-Йорке в 51-этажном здании «Three World Financial Center» – одном из тех, которые пострадали в ходе обрушения башен Всемирного Торгового Центра 11 сентября 2001 года. Способность компании обеспечить бесперебойность бизнес-процессов в условиях чрезвычайной ситуации также послужила упрочению её авторитета.
Неожиданным и неприятным для компании «American Express» следствием Первой Мировой войны явилась потеря ею своего железнодорожного бизнеса: железные дороги США, услуги которых требовались для переброски войсковых соединений и военных грузов, были национализированы. После этого компания отказалась и от продолжения своего изначального бизнеса по экспресс-доставке почтовой корреспонденции, сосредоточившись в основном на финансовых услугах.
С 1950-х годов финансовый бизнес компании всё более концентрировался на эмиссии и обслуживании платёжных карт, а также на иных сферах банковского бизнеса.
В ноябре 2008 года компания «American Express» получила одобрение со стороны органов банковского надзора США на получение статуса «банковской холдинговой компании». К этому времени консолидированные активы компании достигли суммы в 127 миллиардов долларов[4], увеличившись за 100 лет почти в 5000 раз.
Несмотря на то, что ныне в центре внимания компании «American Express» оказались иные сферы финансового бизнеса, эта компания и по сей день остаётся крупнейшим в мире провайдером услуг по использованию дорожных чеков.





[1] Host With The Most, Time Magazine, 9 April 1956 issue
[3] Kenneth T. Jackson. The Encyclopedia of New York City. The New York Historical Society: Yale University Press, 1995. P. 23
[4] Lanman, Scott; Ari Levy (November 10, 2008). "American Express Gets Fed Approval to Convert to Bank". Bloomberg.
Tags: Глава 15
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments