payment_systems (payment_systems) wrote,
payment_systems
payment_systems

Исторический экскурс: компания «Томас Кук» и «циркулярные ноты».

По некоторых сведениям, дорожные чеки впервые были выпущены в Англии компанией London Credit Exchange Company в 1772 году[1]. Однако востребованным этот инструмент оказался лишь с середины XIX века, после начала развития туризма.
Своим «вторым рождением» дорожные чеки обязаны Томасу Куку, тому самому, который считается также и «отцом туризма» вообще; именно его компания, начавшая в 1874 году эмиссию «циркулярных нот» («circular notes»), которые по своим характеристикам были аналогичны нынешним дорожным чекам, обеспечила коммерческий успех и популярность этого платёжного инструмента.
Циркулярная нота представляла собой документ, которым банк-эмитент требовал от своих иностранных корреспондентов выплатить предъявителю определенную сумму денег. Человек, в пользу которого выпускалась циркулярная нота, снабжался письмом (содержащим как подпись должностного лица банка, так и подпись поименованного лица), которое именовалось «письмо индикации» (letter of indication), на которое, как правило, имелась ссылка в циркулярной ноте, и которое должно было быть представлено вместе с нотой.
Циркулярные ноты обычно выдавались банком-эмитентом за плату наличными в размере, означенном в ноте. При использовании в ходе заграничной поездки они, как правило, обналичивались; неиспользованные ноты могли быть возвращены в банк-эмитент в обмен на сумму, на которую они изначально были выданы.
Плательщику вменялось в обязанность убедиться, что оплата производится надлежащему получателю, и проверить подлинность подписи; в противном случае эмитент мог отказать в уплате возмещения по ноте.

История компании «Томас Кук»

Компания «Томас Кук» была основана столяром Томасом Куком в 1841 году для организации перевозок членов общества трезвости по железной дороге между городами Лестер, Ноттингем, Дерби и Бирмингем.
В 1851 году Томас Кук организовал транспортное обслуживание Всемирной выставки в Лондоне. В 1855 году он организовал первые туры в Европу, а в 1865 году - в США. С 1865 года в компании начал работать Джон Мейсон Кук, сын Томаса. В 1871 году он стал партнером отца по руководству компанией, и название компании было изменено на Thomas Cook & Son.
В 1865 году компания «Томас Кук» приобрела офисные помещения в Лондоне на Флит-стрит.[2] К этому времени Кук уже не занимался организацией туров лично, но стал агентом как по внутренним, так и по заграничным туристическим поездкам. В офисе также располагался магазин по продаже туристических аксессуаров, в том числе путеводителей, чемоданов, телескопов и обуви. В соответствии со своими убеждениями, Кук и его жена также содержали небольшой отель для приверженцев трезвости на верхних этажах здания над офисом своей компании. Томас видел своё предприятие не просто как бизнес, но как религиозное и социальное служение; о коммерческих вопросах успешно заботился его сын, благодаря чему компания продолжала расти. Её бизнес-модель была усовершенствована в 1866 году путем введения «гостиничных купонов»: путешественнику выдавалась книжка с отрывными талонами; этими талонами можно было расплатиться за обед в ресторане или ночевку в гостинице, если только этот ресторан или гостиница были в списке Кука.
В 1865 году агентство Кука организовало туры в США, принимая пассажиров с нескольких точек отправления. Джон Мейсон Кук лично возглавил тур, который включал экскурсии по местам нескольких сражений гражданской войны. С 1872 года всего за 200 гиней Кук предлагал клиентам совершить кругосветное путешествие: пароходом через Атлантику, затем дилижансом через всю Америку, на колесном пароходе в Японию, и сухопутным путём через Китай и Индию обратно в Европу, всего за 222 дня.
В 1879 году Томас Кук покинул компанию и вернулся в Лестершир, где и жил спокойно до самой смерти. Фирму консолидировал в своих руках Джон Мейсон Кук. Росту компании способствовало её участие в оказании военно-транспортных и почтовых услуг для Великобритании и Египта в 1880-х годах. Тогда же Кук начал организовывать туры на Ближний Восток. К 1888 году компания создала офисы по всему миру, в том числе три в Австралии и один в Новой Зеландии, и в 1890 году компания продала более 3,25 млн. путёвок.[3]
Сыновья Джона Мейсона Кука, Фрэнк Генри, Томас Альберт и Эрнест Эдвард, оказались не столь удачливы в управлении бизнесом, как их отец и дед. В 1924 году компания была акционирована, а в 1928 году продана, сохранив в то же время наименование «Thomas Cook & Son Ltd». В 1948 году компания была национализирована и, наряду с британскими железными дорогами, стала подразделением Британской транспортной комиссии.
Государственное управление оказалось не слишком успешным, дела компании ухудшались, и в 1972 году она была вновь приватизирована, получив новое наименование «Thomas Cook Ltd».
Бизнес компании был реструктуризирован, она вновь вернулась на рынок дорожных чеков. В июне 1992 года Thomas Cook был продан немецкому ландесбанку Landesbank Westdeutsche (WestLB).
В марте 2001 года финансовый бизнес компании, связанный с эмиссией дорожных чеков под брендом Thomas Cook, был продан компании Travelex.





[1] Daniel Paul Davis «Hysterically Historical: January I» Booktango, 27 авг. 2015 г. ISBN: 978-1-4689-6429-5 (ebook) https://books.google.ru/books?id=0gp1CgAAQBAJ ; William D. Chalmers «On the Origin of the Species homo touristicus: The Evolution of Travel from Greek Spas to Space Tourism» iUniverse, Bloomington, 2011
[3] Anthony Coleman (1999). Millennium. Transworld Publishers. pp. 231–233. ISBN 0-593-04478-9.
Tags: Глава 15
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments