payment_systems (payment_systems) wrote,
payment_systems
payment_systems

Categories:

почтовые пересылки денег в США времён «золотой лихорадки». Компания Вэллз-Фарго

Исторический экскурс: почтовые пересылки денег в США времён «золотой лихорадки». Компания Вэллз-Фарго.
Для мировой экономики одним из важнейших событий в середине XIX века стала начавшаяся в 1848 году Калифорнийская «золотая лихорадка». Чтобы оценить её масштабы и воздействие на мировую хозяйство, достаточно посмотреть на цифры, характеризующие среднегодовую мировую добычу золота:

Период Среднегодовая добыча золота (тонны)
1741-1760 24,6
1761-1780 20,7
1781-1800 17,8
1801-1810 17,8
1811-1820 11,4
1821-1830 14,2
1831-1840 20,3
1841-1850 54,8
1851-1855 199,4
1856-1860 201,8
1861-1865 185,1
1866-1870 195,0
В период разгара «лихорадки» в Калифорнии золота ежегодно добывалось примерно в 3 раза больше, чем во всём остальном мире, вместе взятом!
Естественно, при таких масштабах события оно дало небывалый импульс хозяйственному освоению ранее пустынных территорий «Дикого Запада». Огромные потоки людей и товаров потянулись с индустриального востока Соединённых Штатов в неведомые края на крайнем западе страны; навстречу ему шли столь же огромные потоки золота.
Огромные переливы капиталов и товаров по пустынным, необустроенным землям породили настоящий бум на рынке инфраструктурных, в том числе и почтовых услуг. Значительную специфику развитие событий на этом рынке приобретало ещё и потому, что одновременно происходила технологическая революция в средствах транспорта и связи: только что был изобретен телеграф, менее двух десятилетий назад в Европе появилась первая трасса пассажирских железных дорог.
Первые почтовые компании, обслуживавшие новое, актуальное направление информационных и товарных потоков, базировались на старинных технологиях, использовании гонцов для доставки писем и дилижансов для более серьёзных грузов.
Так, уникальная служба курьеров-гонцов «Пони-Экспресс» обеспечивала доставку писем и депеш между городом Сент-Джозеф в штате Миссури – самой западной точки существовавших железнодорожных и телеграфных линий – и Сан-Франциско на тихоокеанском побережье – маршрут протяженностью более 3100 км всадники-ковбои службы «Пони-Экспресс», непрерывно сменяясь, покрывали за 10 дней, преодолевая, таким образом, более 300 км в день – в 2-3 раза больше, чем европейские гонцы-курьеры почтовой службы Турн-и-Таксис! Рекорд скорости был поставлен в марте 1861 года, когда гонцы службы «Пони-Экспресс» доставили в Сан-Франциско текст инаугурационной речи президента Линкольна за 7 дней и 17 часов.[1]

800px-Pony-express-statue.jpg
Памятник курьерам службы «Пони-Экспресс» в городе Сент-Джозеф в штате Миссури

Услуги службы «Пони-Экспресс» стоили недёшево: доставка письма обходилась отправителю в 5 долларов, что эквивалентно 130 долларам в современном масштабе цен.[2] Тем не менее, за недолгое время своего существования «Пони-Экспресс» успела доставить около 35000 писем и депеш.[3] А просуществовала служба всего лишь примерно 19 месяцев. Она закрылась 26 октября 1861 года, через 2 дня после завершения прокладки трансконтинентальной телеграфной линии. Дополнительным фактором, повлиявшим на решение о закрытии службы, стала начавшаяся Гражданская война в США.
Компаниям, обслуживавшим линии дилижансов, повезло больше: железная дорога пришла в Калифорнию лишь через 8 лет, в 1869 году, и даже после этого в течение определенного времени услуги дилижансов продолжали пользоваться большим спросом.
Это был бизнес с высоким уровнем конкуренции, на котором оперировали сразу много компаний. Названия некоторых из них наверняка знакомы вам, хотя ныне профиль деятельности этих компаний кажется мало связанным с бизнесом на дилижансах: к примеру, «Вэллз-Фарго» или «Америкэн экспресс».
Компания «Америкэн Экспресс» была создана в 1850 году тремя предпринимателями: Генри Вэллзом из Вермонта, Уильямом Фарго из Нью-Йорка и Джоном Баттерфилдом, который в юности сам работал возницей дилижансов в штате Нью-Йорк. Поначалу компания оперировала на востоке США; в 1852 году Вэллз и Фарго вынесли на рассмотрение совета директоров компании предложение о расширении сферы бизнеса на запад США, Калифорнию. Однако предложение не было одобрено из опасений перед могуществом конкурентов, прежде всего компании «Адамс Экспресс», претендовавшей на получение монопольного положения на рынке Калифорнии.

220px-Henry_Wells_color_portrait.jpg William_G__Fargo.jpg JohnButterfield.jpg
Генри Вэллз Уильям Фарго Джон Баттерфилд

Не согласившись с мнением большинства, Вэллз и Фарго 18 марта 1852 года создали собственную компанию, ныне известную как «Вэллз-Фарго», оставаясь, в то же время, членами совета директоров «Америкэн Экспресс».
Компания «Вэллз-Фарго» с самого начала ориентировалась на две сферы бизнеса – банковское дело и почтовые перевозки. Обе эти сферы развивались в Калифорнии начала 1850-х годов в условиях чрезвычайно высокой конкуренции при полном отсутствии какого-либо государственного регулирования. Любой человек, обладавший лошадьми и повозкой, претендовал на создание собственной почтовой службы; и любой человек, владевший помещением с установленным в нём сейфом, претендовал на организацию собственного банка. Стратегия «Вэллз-Фарго», в конечном счёте оправдавшая себя, заключалась в том, чтобы по возможности не конкурировать с ранее созданными мелкими компаниями, а нанимать их в качестве субподрядчиков, постепенно интегрируя и в конечном счёте полностью лишая самостоятельности, завершая процесс полным поглощением конкурентов. Кроме того, «Вэллз-Фарго» организовала собственный бизнес по изготовлению дилижансов.

800px-Diligence_Wells_Fargo.jpg
Почтовый дилижанс компании «Вэллз-Фарго»

В 1855 году в Калифорнии разразился банковский кризис, который, как ни странно, сыграл лишь на руку «Вэллз-Фарго»: большинство калифорнийских банков переправляло свои капиталы в Нью-Йорк для размещения на сложившихся там активных и прибыльных финансовых рынках; столкнувшись с ситуацией банковской паники и внезапного массового изъятия вкладов, эти банки не смогли вовремя вернуть наличность, обратная доставка которой с восточного побережья заняла бы много месяцев, и прекратили платежи. В отличие от большинства конкурентов, запасы наличности «Вэллз-Фарго» позволили ей пережить кризис, несмотря на потерю трети капитала, и заработать репутацию солидной и надёжной компании – а заодно и избавиться от конкурентов в банковской сфере.
Став едва ли не монополистом в банковской сфере, «Вэллз-Фарго» превратилась в основного кредитора независимых транспортных и почтовых компаний, осуществлявших обслуживание почтовых сообщений Калифорнии с востоком США. А это, в свою очередь, облегчало в дальнейшем поглощение конкурентов в почтово-транспортной сфере. Так, в 1860 году «Вэллз-Фарго» поглотила «Оверлэнд Мэйл Компани» – независимую почтовую службу Джона Баттерфилда, бывшего компаньона Вэллза и Фарго по компании «Америкэн Экспресс», который в 1857 году также решился попытать счастья в почтовом бизнесе на Диком Западе.
Хотя основной поток золота из Калифорнии на атлантическое побережье США шёл морским путём (вокруг Южной Америки), тем не менее организация перевозок почты, людей, грузов, и денег на дилижансах оказалась, несмотря на все трудности и опасности, весьма прибыльным бизнесом.
Вот что пишет об этом, к примеру, Александр Морозов в своей статье «История дилижанса»:
«Дикий Запад романтизировал дилижанс, который стал его символом.
Длинная лента дороги кажется бесконечной. Правит дилижансом возница: типичный ковбой, с загорелым до бронзового цвета лицом, в широкополой шляпе, штанах с грубыми кожаными заплатками, и насквозь пропылившейся жилетке. В руках – длинный кнут, за поясом – неизменный «кольт», а на крыше фургона прикреплена еще и винтовка. Рядом с водителем скучает стрелок, зажав между коленями двустволку, заряженную картечью. Это лучшее оружие против погони, когда тебя преследует с десяток всадников. Задача стрелка – охрана пассажиров и тяжелого, запертого на замок, железного ящика, где перевозятся ценности и деньги. Ведь дилижанс – это и пассажирской салон, и почтовый фургон, и сейф на колесах одновременно. И всегда – лакомая добыча для разбойников с большой дороги.»[4]
Огромные дикие пространства, на которых фактически отсутствовала и транспортная, и социальная инфраструктура (включая полицию и армию), предоставляли грабителям уникальные возможности. Неудивительно, что уровень потерь при перевозках в США был много выше, чем в Европе и России: так, потери одной только компании «Вэллз-Фарго» от грабежей дилижансов в период с 1870 по 1884 год составили сумму в 410000 долларов.[5] Сюжет, связанный с ограблением дилижансов (а позднее – также и почтовых поездов), стал одним из наиболее популярных в произведениях литературы и искусства в жанре «вестерн».
Самым известным из грабителей дилижансов стал Чарлз Эрл Боулз по прозвищу «Чёрный Барт». Свое первое ограбление он совершил в июле 1875 года. Вооруженный обрезом двустволки, Боулз остановил дилижанс и завладел его «железным ящиком» (сейфом), в котором находилось 300$. Для сравнения, средняя зарплата рабочего в то время составляла 1-2$ в день. C тех пор Барт предпочитал не трогать пассажиров, требуя себе исключительно «железный ящик» и скрывался прежде, чем ограбленные успевали прийти в себя.
«Черный Барт» заслужил себе славу непревзойденного грабителя. Он поставил своеобразный рекорд, грабя на дорогах на протяжении целого десятилетия и оставаясь неуловимым. За его голову назначили награду в 800$, но никто даже не знал, как выглядит этот грабитель.
При этом «Черный Барт» никого не убил и ни разу даже не выстрелил из своего страшного обреза, полагая, что страх и внезапность – его главное оружие. После ареста «Черного Барта» в 1883 году выяснилось, что знаменитый обрез, с которым он ходил на грабежи, был настолько старым и ржавым, что вообще не мог стрелять. Зная это, Барт, собираясь на ограбление, не считал нужным даже заложить патроны в ствол. Мало того, он не умел ездить верхом, у него не было даже лошади, на «дело» он ходил исключительно пешком или же сам пользовался дилижансом.
Только дважды нашлись смельчаки, дерзнувшие дать ему отпор. Во время одного из ограблений Барт был ранен выстрелом в голову и поспешно бежал в ночь. С той поры у него остался шрам. Последнее свое ограбление он совершил 3 ноября 1883 года. Ему не повезло. Он получил пулю в руку, и хотя и в этот раз сумел бежать, но обронил на месте преступления свой носовой платок с личными инициалами и меткой «Сан-Франциско».
Какой бы ни была жалкой эта улика, она привела детективов, нанятых кампанией «Вэллз-Фарго», в дом респектабельного Чарльза Эрла Боулза. Он жил в Сан-Франциско как отставной горный инженер, отставной сержант армии и почтенный участник гражданской войны, его считали в высшей степени добропорядочным и состоятельным джентльменом. Внешне он никак не походил на громилу: низкорослый, худосочный. Никто и думать не мог, что ночами он отправляется в прерию и превращается в «Черного Барта». Но его рана выдала его с головой, и «Черного Барта» арестовали.

bart.jpg
Легендарный грабитель дилижансов «Чёрный Барт»

По причине того, что все многочисленные ограбления, совершенные «Черным Бартом», не повлекли за собой жертв, ему дали всего 6 лет заключения, которые он послушно отсидел в тюрьме Сент-Квентин. Когда он вышел оттуда, седой, старый, с пышными белыми усами, его обступила толпа репортеров. Всех интересовало, будет ли великий Барт вновь грабить дилижансы. «Никогда», - ответил именитый грабитель. И слово свое сдержал. Никто не знает, что с ним стало и как он закончил свою жизнь. Он просто исчез.[6]
Ходили слухи, что компания «Вэллз-Фарго» просто хорошо заплатила престарелому бандиту, чтобы у него не возникло искушения вновь вернуться к прежнему ремеслу – впрочем, «Вэллз-Фарго» всегда отрицала эту версию. Есть также версия, что Боулз переехал в Нью-Йорк и прожил там в тишине и спокойствии остаток своей жизни, скончавшись лишь через почти 30 лет, в 1917 году. Третьи считают, что такой бандит не мог изменить себе, и из тюрьмы отправился испытывать удачу в дикие земли Монтаны или Невады.
Впрочем, «Чёрный Барт» был не только самым известным, но и самым необычным из многочисленных бандитов, промышлявших на дорогах Дикого Запада. За исключением Боулза, ни один из них не был таким гуманистом, и грабежи дилижансов часто сопровождались убийствами. В свою очередь, бандиты редко доживали до тюрьмы, и в случае неудачи чаще всего подвергались суду Линча, оказываясь повешенными на ветвях одного из придорожных деревьев.
Дилижансы подвергались нападениям со стороны не только бледнолицых бандитов, но также и индейцев. Так, широкую известность получила «викенбургская резня» (Wickenburg Massacre), происшедшая 5 ноября 1871 года, когда в окрестностях города Викенбург в штате Аризона индейцы племени явапаев убили возницу и шестерых пассажиров дилижанса; двоим пассажирам, несмотря на полученные ранения, удалось выжить, спрятавшись в придорожных кустах.[7]

(без названия)
Памятник жертвам «викенбургской резни»

Как бы то ни было, но «Золотой век» дилижансов длился недолго. Уже в 1869 году в Калифорнию пришла железная дорога, что сразу же привело к падению курса акций «Вэллз-Фарго» и других почтово-транспортных компаний, использовавших дилижансы. «Пасифик Юнион Экспресс», компания-оператор новой железнодорожной линии, попыталась воспользоваться ситуацией и скупить по дешёвке акции «Вэллз-Фарго»; однако в результате состоявшихся 4 октября 1869 года переговоров руководителей двух компаний состоялось обратное событие – «Вэллз-Фарго» приобрела железнодорожную компанию, став крупнейшим оператором трансконтинентального железнодорожного сообщения.
В 1905 году банковский и транспортный бизнес «Вэллз-Фарго» были разделены. Транспортная компания прекратила своё существование в 1918 году, когда, в условиях военного времени, Правительство консолидировало всех независимых железнодорожных перевозчиков в рамках единой государственной корпорации «American Railway Express» (позднее переименованной в «Railway Express Agency»).
Банк «Вэллз-Фарго» существует и поныне, являясь одним из крупнейших и старейших не только в Соединённых Штатах, но и в мире.





[1] http://about.usps.com/who-we-are/postal-history/welcome.htm - офиц. Сайт почтовой службы США
[2] Settle, Raymond & Settle, Mary (1972). Saddles and Spurs: The Pony Express Saga. Bison Books. ISBN 9780803257658. ; Consumer Price Index (estimate) 1800–2014. Federal Reserve Bank of Minneapolis.
[4] А. Морозов. «История дилижанса» // http://www.internetwars.ru/Alexandr/Stagecoach/Stagecoach.htm
[5] А. Морозов. «История дилижанса» // http://www.internetwars.ru/Alexandr/Stagecoach/Stagecoach.htm
[6] А. Морозов. «История дилижанса» // http://www.internetwars.ru/Alexandr/Stagecoach/Stagecoach.htm
[7] А. Морозов. «История дилижанса» // http://www.internetwars.ru/Alexandr/Stagecoach/Stagecoach.htm
Tags: Глава 11
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments