payment_systems (payment_systems) wrote,
payment_systems
payment_systems

Category:

Почта: как это было в России

Почта: как это было в России
Первые сообщения о системе почтовой связи на Руси относятся к началу XVI века и принадлежат Сигизмунду Герберштейну, австрийскому дипломату, дважды посещавшему Россию (1517 и 1526 годы) в качестве посредника на мирных переговорах Московского государства и Великого княжества Литовского, во времена царствования Василия II, отца Ивана Грозного. Герберштейн писал: «Государь имеет ездовых во всех частях своей державы, в разных местах и с надлежащим количеством лошадей, так чтобы, когда куда-нибудь посылается царский гонец, у него без промедления наготове была лошадь. При этом гонцу предоставляется право выбрать лошадь, какую пожелает.»[1]
Что касается скорости почтовой связи, то другой иностранец (Станислав Немоевский) во времена Ивана Грозного отмечал: «Гонцы обязаны делать в день по 20 миль, и они столь невозможное дело выполняют в короткое время, хотя за это для них нет никакой признательности, но кара: кнут и тюрьма.» [2]
Таким образом, по уровню развития почтовой связи Россия шла в те времена практически вровень с европейскими странами. В те далёкие времена русская почтовая служба, аналогичная службе гонцов в Западной Европе, была неразрывно связана с ямами – почтовыми станциями, учрежденными ещё в XIII веке, в период Золотой Орды.[3] Сами слова «ям» и «ямщик» – татарского происхождения: первое происходит от «дзям» («дорога»), второе от «ям-чи» – «проводник».[4]
В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы – нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. Для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг Великий князь Василий II в 1516 году учредил специальный Ямской приказ.
Реформирование российской почтовой службы в соответствии с новыми европейскими веяниями началось при царе Алексее Михайловиче. 18 мая 1665 года между приказом Тайных дел (органом, который занимался вопросами, интересовавшими царя Алексея Михайловича лично) и голландцем Яном ван Сведеном был заключен договор об организации почты. Ван Сведен обязался привозить в Тайный приказ «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». На расходы ему было выделено 500 рублей деньгами и на 500 рублей соболиных шкурок.[5] Первая почтовая линия, организованная голландским предпринимателем, связала Москву с Ригой.[6]
Отличие почты европейского образца от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу; европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к ее отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии.
На подавляющем большинстве направлений российские власти еще многие десятилетия продолжали пользоваться ямской гоньбой. Тем не менее, «немецкая» почта оказалась очень выгодным предприятием, что не могло не привлечь внимания любителей барышей. Уже через 2 года после начала бизнеса ван Сведена, в 1668 году, другой иноземец, Леонтий Марселис, благодаря «покровительству» со стороны главы русского внешнеполитического ведомства А. Л. Ордина-Нащокина, перехватил у простодушного голландца дело организации почтовой службы. Первая почта Марселиса была «отпущена» из Москвы на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года заработала новая почтовая ветка между Москвой и Вильно. Первые почты отправлялись раз в неделю и добирались до Риги за 11 дней, до Гамбурга через Ригу – 23 дня, а через Смоленск и Вильно – 21 день.[7] Свои затраты Марселис окупил благодаря тому, что, опираясь на поддержку А. Л. Ордина-Нащокина, добился запрета для иностранных купцов посылать письма иначе, кроме как через его почту. При этом стоимость пересылки возросла.[8]
В 1721 году Петр I ввёл должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому подчинил и почту, и ямскую службу, но ещё долгие годы – более полувека! – «немецкая» и ямская почты, несмотря на единую подчинённость, продолжали существовать как отдельные ведомства.
Почтовые дороги в России XVIII века в массе своей были крайне дурны. Почта из Москвы до Санкт-Петербурга шла 13-14 дней, при том, что на этом тракте, связывавшем две столицы, был установлен двойной тариф платежей ямщикам.[9] Почтовые порядки пребывали в прежнем расстройстве. Существенные улучшения начались лишь при Екатерине II, со времени вступления в управление почтой графа Безбородко в 1781 году. Граф инициировал ряд реформ. «Немецкая» и «ямская» почты были объединены, почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами стали почтамты, созданные в крупных транспортных центрах; им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам – уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции. Тогда же была введена доставка корреспонденции почтальонами.[10] Почтовые отправления обрели бόльшую регулярность: так, из Санкт-Петербурга в Москву и обратно почта теперь отправлялась 2 раза в неделю, с разделением на легкую и тяжелую.
Возможно, главным результатом мероприятий Безбородко явился резкий рост доходов, которые приносила почта в казну: со 139 тыс. руб. в 1782 году до 211 тыс. руб. в 1784.[11]
В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте.[12]
В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек.[13]
Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб. [14]
В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза.




[1] История почтовой рассылки в России: ямская гоньба. «Когда я на почте служил ямщиком…». Новости нашей почты. World Post; World Post Logistics Co. Ltd (4 апреля 2015) http://www.world-post.org/rus/novost/?n=26.
[3] Кисин Б. М. Страна Филателия. – М.: Просвещение, 1969. – 240 с.
[4] Брокгауз-Ефрон Т.XXIV A: Полярные сияния  – Прая. – 1898.
[5] Дела Тайного приказа // Русская историческая библиотека, издаваемая императорской Археографической комиссией. – СПб., 1907. – Т. 21. – Кн. 1.
[6] Шамин С. М. Письма, грамотки, куранты. Первые регулярные почты в России // Родина. – 2001. – № 12.
[7] Брокгауз-Ефрон Т.XXIV A: Полярные сияния  – Прая. – 1898.
[8] Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры в Московском государстве. – Варшава, 1913. – Т. 2.
[9] Брокгауз-Ефрон Т.XXIV A: Полярные сияния  – Прая. – 1898.
[10] Почта // Экономическая история России с древнейших времен до 1861 г.: Энциклопедия. – М.: РОССПЭН, 2009. – Т. 2.
[11] Брокгауз-Ефрон Т.XXIV A: Полярные сияния  – Прая. – 1898.
[12] Почта // Экономическая история России с древнейших времен до 1861 г.: Энциклопедия. – М.: РОССПЭН, 2009. – Т. 2.
[13] Почта // Экономическая история России с древнейших времен до 1861 г.: Энциклопедия. – М.: РОССПЭН, 2009. – Т. 2.
[14] Почта // Экономическая история России с древнейших времен до 1861 г.: Энциклопедия. – М.: РОССПЭН, 2009. – Т. 2.
Tags: Глава 10
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments