payment_systems (payment_systems) wrote,
payment_systems
payment_systems

Categories:

Технологическое и организационное развитие почтовой службы в Новое время.

Технологическое и организационное развитие почтовой службы в Новое время.
В XVI-XVII веках во Франции, Швеции, Англии и других странах возникла централизованная королевская почта. С развитием торговых и производственных связей между городами и регионами возникла необходимость организации регулярной и быстрой почтовой связи как внутри стран, так и между странами. Выделение средств на содержание почтовой службы стали рассматривать не только как право, но и как обязанность правительств. Уже в начале XVIII века некоторые государственные деятели (например, Фридрих-Вильгельм I в Пруссии) отрешились от фискальных воззрений на почту и ставили перед государственными почтовыми службами задачу удешевления почтовых тарифов и возможно большей доступности почтовых сообщений для населения.
В 1784 году в Англии проводится почтовая реформа, в ходе которой по инициативе Джона Палмера, члена палаты общин от города Бат, верховые гонцы были заменены почтовыми каретами (дилижансами). Использование дилижансов, совмещавших функции общественного транспорта с доставкой почтовых сообщений, внесло существенный вклад в удешевление почтовой связи. Правда, достигнуто это было за счёт определённого снижения скорости почтового траффика: в отличие от курьеров почты Турн-и-Таксис, дилижансы передвигались со средней скоростью 70 км в сутки.
Подлинно революционные изменения начались после того, как в 1781 году Джеймс Ватт запатентовал свой паровой двигатель.
Двадцать лет понадобилось на то, чтобы довести изобретение Ватта до массового внедрения на транспорте. В 1801 году в Шотландии был спущен на воду и сдан в эксплуатацию первый в мире работающий пароход «Шарлотта Дандес», а уже в 1838 году английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов. В 1830 году открылась первая междугородная пассажирская железнодорожная линия, связавшая между собой английские города Ливерпуль и Манчестер. Распространение железных дорог и пароходов, ещё более удешевившее почтовую связь и значительно увеличившее скорость пересылки почтовых отправлений, произвело коренной переворот в почтовом деле. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.
4 января 1818 года из Ливерпуля вышел пакетбот «Курир» компании «Black Ball», который вёз крупную партию груза и шестерых пассажиров. Практически одновременно, 5 января, навстречу ему из Нью-Йорка вышел другой пакетбот– «Джеймс Монро», принадлежавший той же компании. С этих двух рейсов началось регулярное трансатлантическое транспортное сообщение. В дальнейшем четыре пакетбота раз в месяц выполняли рейс Ливерпуль – Нью-Йорк. Поначалу путешествие длилось около месяца, но с приходом в 1830-е годы пароходов длительность удалось сократить до 15-20 дней.
Кардинальное улучшение логистики всемирных почтовых коммуникаций было достигнуто благодаря открытию Суэцкого канала 17 ноября 1869 года, трансамериканской железной дороги Union Pacific 10 мая 1869 года, а позднее и Транссибирской железной дороги 3 ноября 1901 года. Путём сочетания железнодорожных и пароходных линий открылась возможность установления относительно быстрого почтового сообщения между самыми отдалёнными странами. Благодаря согласованию времени прихода трансатлантических пароходов с поездами Тихоокеанской железной дороги в Северной Америке, а этих последних – с исходящими из Ванкувера и Сан-Франциско пароходными линиями, стало возможным переслать письмо из Европы в Японию в 30-35 дней. Будучи немедленно отправлено из Японии дальше (на Индию), такое письмо могло совершить кругосветное путешествие в 85 дней. С завершением строительства Транссибирской железной дороги путешествие из Европы в Японию сократилось ещё примерно на 6 дней, и письмо могло обойти земной шар менее чем в 80 дней.
Наконец, международные почтовые сношения получили прочную почву и гарантию в организации Всемирного почтового союза. В 1874 году на I Международном почтовом конгрессе собрались лишь 22 страны, которые и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 года – Всемирный почтовый союз, ВПС) и заключили Всемирную почтовую конвенцию, регулирующую обмен корреспонденцией в мировом масштабе. Конвенцию подписали большинство европейских государств, Россия и США. В последующие 20лет к ней присоединились Япония, Бразилия, Индия, Египет, Китай Аргентина, Канада, Персия, Австралия и ряд других стран. В настоящее время ВПС – одна из старейших международных организаций, участниками которой являются практически все страны мира.
Tags: Глава 10
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments