payment_systems (payment_systems) wrote,
payment_systems
payment_systems

Почтовая связь как важнейший элемент транспортной составляющей платежной системы

10. Эволюция транспортных услуг почтовой службы.

Почтовая связь как важнейший элемент транспортной составляющей платежной системы.
Возможность успешного распространения той или иной платёжной технологии критически зависит от уровня развития транспортной составляющей.
Рассмотрев платёжные технологии Античного Мира – систему межрегиональных денежных переводов, платежи с использованием диаграфе и платежи с использованием транскрибере – мы с вами убедились, что для их использования требовалась эффективная доставка различных документов между участниками расчетов:

  • экспедирование платёжных распоряжений;

  • доставка уведомлений об исполнении распоряжений плательщику и получателю платежа;

  • доставка владельцам банковских счетов документов, необходимых для сверки расчетов.

Использование транспортной составляющей включало в себя, таким образом, транспортировку документов между всеми участниками расчётов:

  • между плательщиком и банком;

  • между банком и получателем платежа;

  • наконец, между двумя банками, участвующими в оказании платёжной услуги.

Причем если в первых двух случаях особых трудностей обычно не возникает, поскольку клиент и обслуживающий его банк, как правило, находятся в относительной территориальной близости друг к другу, так что либо банк, либо сам клиент в состоянии без обременительных затрат самостоятельно организовать доставку необходимых документов, то для межбанковской корреспонденции проблема доставки стоит достаточно остро.
Историки указывают, что уже в Древней Греции была достаточно хорошо налажена сухопутная и морская почтовая связь, а в Древнем Риме была создана огромная, разветвленная действующая по четкому регламенту почтовая система связи «Курсус публикус» (cursus publicus), которая возникла и получила значительное развитие при императоре Августе.[1] Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю – на кораблях. В более крупных центрах были учреждены почтовые станции (stationes), которые служили для отдыха и ночёвки путешествующих всадников и возниц и отстояли одна от другой на день пути. Здесь стояли наготове верховые и вьючные животные и, на случай нужды, повозки. В те времена могли говорить: «Statio posita in…», что означало «станция, расположенная в таком-то месте». Весьма вероятно, что от латинского слова posita и произошло слово post – «почта».[2]
Существование почтовой службы, несомненно, самым положительным образом сказывалось на прогрессе в развитии банковского дела и платёжных технологий в Римской империи. Однако крушение империи, означавшее утрату многих её научных, культурных и технологических достижений, положило конец и существованию государственной почты. Почта как государственное учреждение просуществовала приблизительно до 520 года и вновь появилась лишь почти тысячелетие спустя.
Возрождая технологию денежных переводов, рыцари ордена тамплиеров использовали собственную службу для экспедирования платёжных распоряжений, продолжая традиции средневековой монастырской «почты», когда странствующие монахи выполняли роль курьеров и брали с собой донесения, обеспечивая систему сообщений как между отдельными монастырями, так и между монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами.
Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, порождало спрос на услуги по передаче посланий и сообщений. Крупные торговые дома заводили собственную купеческую почту. Купцы и менялы, которые не могли себе этого позволить, нанимали курьеров вскладчину для доставки корреспонденции по назначению. Очевидно, именно таким образом осуществлялось, по крайней мере на первых порах, и экспедирование платежных распоряжений (в т.ч. авизо) в рамках системы вексельных денежных переводов в Италии. Во всяком случае, начало купеческой почты обнаруживается именно на территории Италии, в Венецианской Республике.
С XIV века, по мере укрепления экономической мощи городов, возникают службы городских гонцов. Особое развитие этот институт получил в крупных торговых центрах Германии и Италии. Выступая из городов в определённые дни, гонцы верхом или пешком в установленные сроки доставляли по назначению корреспонденцию городских властей, равно как и письма и посылки простых горожан, взимая с них плату за свои услуги. Появление службы городских гонцов, видимо, не случайно совпало по времени с возрождением банковского дела и развитием платежных технологий в городах Италии.
Будучи шагом вперёд по сравнению с ситуацией раннего средневековья, служба городских гонцов была в то же время достаточно дорогостоящей по сравнению с почтой современного типа и препятствовала дальнейшему снижению транзакционных издержек средневековых платёжных технологий.
Воссоздание же централизованной почты современного типа началось лишь ещё век спустя. Во Франции Людовик XI эдиктом 19 июня 1464 года учредил службу королевских курьеров (фр. maîtres coureurs royaux). В патенте Карла VIII от 27 января 1487 года королевские курьеры названы chevaucheurs en postes – «почтовые всадники». Вскоре не только во Франции, но и в Германии и Италии названием «почта» стали означать всю совокупность установлений, которые учреждались государством или под контролем государства для пересылки как правительственной, так и частной корреспонденции и для перевозки пассажиров.




[1] Большой филателистический словарь. М.: Радио и связь. Н. И. Владинец, Л. И. Ильичев, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс. 1988.
[2] Кисин Б. М. Страна Филателия. – М.: Просвещение, 1969. – 240 с.; Брокгауз-Ефрон Т.XXIV A: Полярные сияния  – Прая. – 1898.
Tags: Глава 10
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments